В Москве появились исламские кварталы
14.11, 22:08
Демографы опасаются повышения плотности мусульман в отдельных районах столицы
Если отталкиваться от официальных цифр, то в Москве проживают около двух миллионов мусульман. Существует более 40 мусульманских общин в различных районах города. В основном это немногочисленные группы, собранные по интересам бизнеса. Однако есть и крупные — с амбициями куда большими, нежели сеть гаражных автосервисов или пара торговых рядов на рынке.
Создание мусульманских детских садов, школ, поликлиник и культурно-развлекательных центров — все это планы мусульманской общины Южного и Северного Бутова «Милость». Эта же организация инициирует сбор денег на строительство мечети на улице Ахмата Кадырова. Недавно при этой общине даже заработало брачное агентство для правоверных, во избежание кривотолков названное «отделом семьи и брака». А ведь всего пару недель назад на III Всероссийском мусульманском форуме делегаты во главе с председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином сошлись на том, что «мусульмане настолько вписаны в культуру России, что разделить ее по религиозному признаку невозможно». Но рядовые правоверные отчего-то именно по религиозному признаку все чаще пытаются не вписаться в культуру России, а выделиться на ее фоне. Как, к примеру, в Бутове.
Этот район, к слову, для создания «шариатского рая» выбран не случайно — из 200 тысяч жителей почти треть исповедуют ислам. По мнению экспертов, большинство местных мусульман — приезжие. Квартиры выкупались по бросовой цене, когда дома стояли еще в котлованах по принципу поближе к своим. В итоге в Бутове выросли целые улицы, на которых проживают азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы, татары…
Зачем же столичным мусульманам обосабливаться? Что это — желание не потерять свою самобытность или стремление к созданию своеобразных национальных территорий-гетто? И не превратится ли со временем Бутово, а за ним и другие спальные районы столицы в подобие взрывоопасных пригородов Парижа? С этими вопросами корреспондент «КП» отправился к председателю и имаму общины «Милость» Марату АЛИМОВУ.
«Не надо пугаться»
— Вот посмотрите, что фашисты пишут мне по SMS, — начинает нашу беседу Марат Алимов, показывая свой мобильный телефон. — «Проваливай отсюда, уезжай в свой аул!» Куда мне уезжать? Я сам москвич, ходил в обычный детский сад, в обычную школу… У меня есть и светское, и исламское высшее образование, я в Катаре учился. В 2005 году по благословению муфтия шейха Равиля Гайнутдина мы проявили инициативу и начали регистрацию общины. Я знаю, что у вас сейчас на уме. Но я не говорю о традиционном исламе, не надо об этом писать. Потому что традиционный ислам — это эпоха первобытного человека. А у нас умеренный ислам, мы обычные люди, такие же, как все.
Спартанская обстановка небольшого кабинета имама общины не дает в этом усомниться. Скромный шифоньер, старенький стол с таким же стареньким компьютером. Полки с книгами по исламу. И все-таки…
— "Все обычные люди" ходят в обычные школы и ясли…
— Цель нашей организации — не только детские сады. Мы помогаем не только мусульманам. Собираем помощь для приютов, для интернатов — одежду, старые компьютеры. Мы не пиаримся. Вот это можно записать. Мечтаем культурный центр в Бутове построить.
По мнению Марата Алиева, культурный центр должен вмещать под одну крышу мечеть, воскресную школу, халяль-магазин без спиртных напитков, но с низкими ценами…
— Там будет и досуговый центр, и Интернет, — загибает пальцы имам общины. — Ресторан халяльный. Не надо пугаться. Халяль — это просто здоровая пища. А все, что вредит здоровью, — это харам. Также должен быть свой кинотеатр для мусульман, театр мусульманский, конференц-зал. И мусульманская гостиница — хорошая, пятизвездочная. Где могли бы располагаться SPA-салоны, салоны красоты. Отдельно для женщин и отдельно для мужчин. Фитнес — только для женщин. Бассейн — только для женщин и только для мужчин. И обязательно медресе, среднее религиозное образование, воскресная школа и филиал московского исламского университета. Со своим общежитием, со своим пансионом. И центр по изучению Корана. Кстати, скоро в Текстильщиках откроется мусульманская поликлиника. Там набирается персонал квалифицированный. Женщин будет осматривать женщина, мужчин — мужчина. Там будет халяльное кафе… А страховку может купить любой житель Москвы.
«Мы не навязываем ислам»
Наверное, от количества перечисленных гипотетических мусульманских благ у меня должна была появиться острая нехватка в православных гостиницах, интернет-клубах и бассейнах. Но не появилась. Меня, как и большинство москвичей, вполне устраивают обычные кинотеатры. А моя дочь ходит в самый обычный детский сад, где ребятню готовят к школе по утвержденной Министерством образования программе. Почему же мусульманских детей с самого раннего возраста хотят отделить от немусульманских?
— Наша вера делится на две половины — терпение и чистота. Нет чистоты, значит, что-то не так, — начал издалека отвечать на этот вопрос Марат Алимов. — Первая проблема — питание. Пища должна быть халяльной. Кроме того, родители должны быть уверены, что ребенка ничему плохому не научат. К тому же если наши мусульмане будут знать больше про ислам, то они и к другим будут хорошо относиться. Все наши беды от незнания. Вот вы не знаете меня, я — вас. Мы боимся друг друга. Но априори мы не должны этого делать, потому что мы граждане одного и того же государства. Мы, считай, братья. Мы не навязываем никому ислам, нам это не нужно. Нам бы своих оболтусов научить, чтобы они вернулись к исламу, чтобы не пили, не курили, наркотики не употребляли… Мусульмане — это не бородачи с засаленными руками. Это передовая сила России, понимаете? Мы всегда стоим в авангарде общества.
— Но при этом не пытаетесь ли изолироваться от него?
— Нет. Мы хотим организовать мусульман по своему принципу. Но мы приглашаем всех к сотрудничеству. Двери для всех открыты. Если это детский сад, то туда могут ходить и русские дети, к примеру. Мы ни от кого не изолируемся, не делаем какие-то анклавы, не призываем никого переезжать в Бутово. Мы просто хотим, чтобы такие местные религиозные организации были по всей Москве.
* * *
Бутовская община пока немногочисленна — постоянно ее посещают до ста человек. Однако в долгосрочной перспективе Марат Алимов хочет объединить в своей организации всю мусульманскую диаспору района. По неофициальным и близким к реальности данным — это около 60 тысяч человек. И при условии, что со временем здесь построят мусульманские школы и детские сады, это уже будет не община, а некая исламская территория на карте Москвы. Поколение, выросшее по законам шариата, не сможет адаптироваться в столице светского государства, что само по себе приведет к изоляции. А исход коренного славянского населения из подобных районов уже начался. Как когда-то из резко исламизировавшихся республик Северного Кавказа.
Впрочем, ситуация с Бутовом скорее исключение — такого компактного проживания мусульман в одном районе в столице нет нигде, хотя доля правоверных очень высока в Юго-Западном и Северо-Восточном округах. Но в этих районах люди объединяются скорее по национальному признаку, нежели по религиозному. Как в общем-то и в Бутове. Пока.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Игорь БЕЛОБОРОДОВ, директор Института демографических исследований:
Это демагогия и желание этнически изолироваться
— Для поверхностного прогноза, что нас ожидает, можно взглянуть на тот же Париж. Поджог автомобилей, ограбление местных жителей, экстремистские выходки там стали обычным антикультурным фоном. Ряд европейских стран, таких как Португалия, Испания, Италия, Франция, Австрия, выступили против дальнейшего наплыва мигрантов из неевропейских стран. Ассимиляция — это красивая идея, которая в жизни плохо воплощается. Поэтому не надо изображать из себя гениев ассимиляции. Достаточно регулировать потоки. Когда мы видим, что в ряде районов Москвы стали образовываться анклавы, надо что-то делать.
Взять Бутово — там критический предел уже достигнут. Когда около трети проживающих — представители иной культуры, с этим сложно что-то делать. Но нужно пытаться. Можно сознательно переселять туда представителей титульного населения, грамотно расселять оттуда тех, кто проживает там нелегально. Но по классическим законам демографии при достижении мигрантами 10 — 12 процентов от численности титульного населения начинаются межкультурные трения и повышается дискомфорт в среде коренных жителей. А в Бутове этот показатель превышен уже в три раза. Почему они самоизолируются? Куда бы я ни попал, я буду стараться общаться со своими, в противном случае я начну постепенно перерождаться. Никто этого сознательно не хочет. А относительно питания, технологии халяль… Вы находитесь в столице российского государства, у него есть общие требования для всех, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Если мы говорим о светскости нашей страны (вспомните недавнее «письмо академиков»), то давайте придерживаться этих принципо
в вместе, а не избирательно. А то мусульмане могут строить свои детские сады и школы, а православным не позволено иметь факультатив по основам православной культуры. Подобные инициативы в большей мере разжигают межнациональную рознь. Что произойдет с ребенком-мусульманином, если он будет питаться так же, как дети из православных или атеистических семей? Это как-то ему вредит? Если нет, то это демагогия, желание этнически изолироваться и демонстрация пренебрежения к окружающему миру.
Сейчас необходима политика грамотного расселения. В странах Скандинавии есть неплохие прецеденты. Они законодательно обосновали, что им необходимо такое-то количество представителей такой-то национальности в таком-то квартале. Есть критические пределы, лимиты, и они там соблюдаются. Нам нужны инокультурные мигранты, но только в той части России, где у нас не хватает собственных трудовых ресурсов. Я понимаю, что в Москве жить хорошо, особенно когда образуется какой-то клан. Но это не в наших интересах.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Руслан КУРБАНОВ, исламовед: Мы отличаемся от Европы
— Когда говорят об опасности возникновения «национальных территорий», чаще всего смотрят на европейский опыт, где они действительно образовались из-за волны иммигрантов. Но российские мусульмане отличаются от европейских большей степенью интегрированности в титульное русскоязычное общество. Если грамотно выдерживать баланс исламского образования с общешкольным, поддерживать контакты между общинами, привлекать мусульман к общественной жизни, то большой опасности возникновения анклавов не будет.
В США, кстати, только треть мусульман являются коренными, плотно интегрированными в американское общество. У нас же совершенно другая ситуация. Наше государство возникло именно на союзе между мусульманскими и славянскими народами. Союз, конечно, складывался сложно — с проблемами, конфликтами… Но тем не менее он сложился, и мусульмане России чувствуют себя частью этой страны, а не пришлым элементом. Я думаю, как бы ни менялся баланс населения, главное, чтобы мы продолжали чувствовать себя единым народом. Тогда не будет никаких перекосов.
К сожалению, из-за неграмотности российских мусульман в вопросах своей религии, к примеру на Кавказе, инициативы по созданию православных школ в той же Чечне, возможно, кое-кто и будет в штыки воспринимать. Но это не исламская позиция. Сегодня, к сожалению, мусульмане зачастую путают свои националистические убеждения с исламскими позициями. И эту проблему надо решать опять-таки повышением уровня образования. Имам Шамиль, кстати, — уж какой грозный враг России был. Но в его имамате пленным русским солдатам была отдана грузинская православная церковь в селении Датуна. Им даже дозволялось потребление алкоголя, хотя своих горцев Шамиль за это сурово наказывал.
Сегодня нам необходимо продвигать и русскую, и православную культуры в мусульманские регионы. Без этого мы баланса не достигнем.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В столице появится халяльная торговая сеть
Комиссия Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям поддержала инициативу председателя Совета муфтиев России Равиля ГАЙНУТДИНА по открытию в Москве сети магазинов с халяльной продукцией.
— Сегодня по стандарту «халяль» в России производят продукцию более 99 предприятий. В Москве действуют около 30 магазинов, палаток и предприятий общественного питания, — поведал депутатам Мосгордумы Равиль Гайнутдин. — Однако их количество не удовлетворяет постоянно растущее мусульманское население столицы.
— Мы направим письмо в Департамент потребительского рынка и услуг с просьбой оказать содействие в открытии в каждом округе магазина халяль, — заверил председатель комиссии Игорь ЕЛЕФЕРЕНКО.